Зачем нужны обряды? (Владимир Легойда)
(Фрагмент статьи «ЧТО МНЕ НЕ НРАВИТСЯ В ПРАВОСЛАВИИ» Журнал «Фома»).
"Любовь к Богу порождает красоту и человечность обряда, воспринимаемого, как цветы, приносимые к ногам Божиим. Вера есть любовь и суть христианства - влюбленность в своего Бога и Господа и тем самым ощущение, что на земле осталось и живет Его Тело - Церковь. Как же могут эти ощущения не выразить себя во внешних действиях, которые мы называем обрядами?"
С.И.Фудель
Я органически не выношу обрядов, поскольку воспринимаю это как привнесение искусственности и формализма в духовную жизнь. Я ощущаю это как нож в спину естественности и детской непосредственности. (Представляю, как отнеслась бы моя жена к попытке регламентировать нашу любовь....)
Сергей Гордиевский, г.Москва
Я, так же как и Вы, не люблю формализма и искусственности в духовной жизни. Вместе с тем, так ли уж правильно считать, что формализм и искусственность привнесены в Церковь обрядами?
Возьмите для примера каждение в Православной Церкви. Конечно, если не знать смысла его, то кажется, что просто человек ходит по храму и машет какой-то железной чашечкой на цепочке, а из чашечки валит дым - в общем, что-то там воскуряет. Да, еще при этом кланяется стоящим в храме людям, а они кланяются ему в ответ. А ведь смысл этого простого действия - каждение перед образом и подобием Божиим, которым, согласно Библии, и является человек. Этому образу и кланяется священник или диакон. Из уважения к этому же образу в священнослужителях склоняют головы и люди в церкви. Что плохого или искусственного в этом обряде?
Обряды - это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции. Без них не обходится ни одна религия. Более того, ни один верующий человек не обходится без обрядов. Даже если кто-то не принадлежит к какой-либо конкретной религиозной традиции, у него все равно есть некоторые внешние формы выражения своих верований. И чем богаче внутренний мир веры, тем глубже, насыщеннее символами будут и обряды.
И в этом смысле православные обряды намного богаче и выразительнее многих других религиозных обрядов. Сравните православное богослужение, например, с языческими ритуальными плясками вокруг костра. Стоит ли объяснять, в какой традиции внутреннее содержание богаче?
А формализм и искусственность проистекают изнутри, исходят от самого человека, зависят от того, сколько сердца он вкладывает в ритуал.
Здесь важно помнить, что православное богослужение не есть какое-то театральное представление, которое нужно посетить, непременно отметиться. Православный христианин ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ в службе, служит, если угодно, вместе со священнослужителями, вместе молится с ними Богу. И молитва эта очень трепетна, дерзновенна и сильна. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы один раз всерьез ПЕРЕЖИТЬ Литургию, не "отстоять", не "присутствовать на", а ПРОЖИТЬ. Почувствовать, как Вашей личной мольбой исходит из сердца прошение ектиньи "Да избавиться нам от всякия скорби, гнева и нужды у Господа просим". И вместе с хором повторить "Господи, помилуй!" Не знаю, как у Вас, а у меня почти каждый раз при этих словах сердце начинает радостно биться, а скорченная душа разворачивается в надежде...
Конечно, Вы совершенно правы в том, что глупо и нелепо регламентировать любовь. Только почему церковные обряды для Вас являются такой регламентацией? Ведь Вы дарите жене цветы, подарки, оказываете какие-то знаки внимания. Этим Ваша любовь не исчерпывается, но ведь в этом она проявляется. И если Вы постоянно дарите цветы (я, например, очень люблю дарить цветы своей жене), то вряд ли Ваша супруга укажет Вам на то, что в этом проявляется формализм и холодность Ваших с ней взаимоотношений.
А ведь если пользоваться Вашей логикой, то получается, что при встрече с людьми совсем не обязательно снимать шляпу, улыбаться, пожимать руку... Тоже ведь условности, зачем этот пустой формализм?! Да, дружба не сводится к рукопожатию, но не здороваться было бы тоже как-то странно. Так и в Церкви - обряды ни в коей мере не являются центральным содержанием православной веры, но ВНЕШНЕ вера проявляется в том числе и через ритуал.
Назад к списку
Новости
- Постный рецепт к праздничному столу
- 14 Декабрь 2013
Предлагаем Вашему вниманию рецепт леща, запеченого в фольге. Несложное и вкусное блюдо для православной трапезы.
- У Бугульминского Александро-Невского монастыря появился свой сайт
- 04 Август 2013
Бугульминский Александро-Невский мужской монастырь основан в 1865 году на земле, пожертвованной крестьянами собственниками села Спасское.
К величайшему сожалению до наших дней не дошло это великолепное культурное наследие предков. Октябрьская революция снесла без остатка сию жемчужину, некогда блиставшую в наших краях. В настоящее время на месте монастыря находится село Сосновка.
Милостью Божией с образованием Альметьевской епархии летом 2012 года по благословению епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия и с его участием и попечением началось полноценное возрождение духовной жизни обители.- Все новости