Храм святого великомученика Георгия Победоносца - Кто видел Бога?
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Кто видел Бога?

 

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят 
(Мф. 5:8)

Бога не видел никто никогда; 
Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
(Ин.1:18)
 

  • Несмотря на Божие Вездеприсутствие, Бога невозможно видеть физическим зрением, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир. Бог есть Дух (Ин 4:24). Бог имеет особую природу, не имеющую аналогий в тварном мире. 
    Духовный мир закрыт от нас в этой жизни. Но ждать осталась недолго, каждый человек, рано или поздно, увидит тот мир. «Тут только есть верующие и неверующие. Там все верующие» М. Цветаева.

  • Неспособность ощущать проявления чего-либо не значит, что незамеченное нашими чувствами отсутствует. Иначе мы будем наивно ограничивать реальность лишь своими личным, далёким от совершенства, чувственным восприятием. В частности, мы не видим телесными глазами не только Бога, но и вполне материальные вещи и явления, такие как субатомный мир, статическое напряжение. Также мы не видим свой собственный ум (в существовании которого едва ли кто сомневается) и т. д.

  • Далеко не вся информация приходит через зрение, есть ещё разум, чувства (мы же не видим тепло, запахи, звуки, вкус).
  • Святость, величие и мощь запредельного Бога таковы, что мы просто не в силах это перенести. Только умалившись, только сравнявшись с нами, Он может нами восприниматься. Тысячи людей видели воплотившегося Бога – Иисуса Христа и эти свидетельства доступны нам.
  • Т.к. наша жизнь ограничена во времени и пространстве, то большую часть информации мы получаем через свидетелей. Вся история, которую мы изучаем – это свидетельства разных людей.
  • Духовным зрением Бога видели бесстрастные свидетели – святые.
  • Не обязательно видеть Самого Бога, можно увидеть Его творение, чувствовать присутствие, осознавать промысл.

Господь не требует от нас чего-либо противоречащего разуму, нравственности, семейной и общественной жизни. Более того, Он даёт нам цель жизни, предлагает осмыслить наши желания, поступки и помыслы.

Получается, что мы, не желая трудиться в постижении истины, как бы говорим Богу – «Ты нам бесспорно докажи, что Ты есть и, соответственно, что мы сможем получить в награду за наши усилия по совершенствованию себя и только тогда мы встанем на этот путь».

Таким образом, у нас достаточно свидетельств для свободного выбора. Любовь и верность, которых ждёт от нас Господь, невозможны без свободы и стремления к познанию Творца, приобретения личного опыта богообщения. Явные свидетельства были бы насилием над нашей волей, превратили бы нас в марионеток, действующих по заданному сценарию. Для познания Бога и общения с Ним необходимо приложить усилия. Аргумент «никто не видел» является лишь удобным оправданием собственной пассивности.

А.И. Осипов, профессор: 
...Под ведением, знанием в христианстве подразумевается совсем не то, о чем думали язычники - не слова и рассуждения о Боге, но особый, духовный опыт непосредственного переживания, постижения Бога чистым, святым человеком. 
Преподобный Иоанн Лествичник очень точно и лаконично сформулировал эту мысль: "Совершенство чистоты есть начало богословия". У других отцов это названо феорией, т.е. созерцанием, которое происходит в состоянии особого молчания - исихии (отсюда исихазм). Об этом молчании прекрасно сказал преподобный Варсонофий Великий: "Молчание лучше и удивительнее всех повествований. Его лобызали и ему покланялись отцы наши, и им прославились". Видите, как говорит, вернее, говорило древнее, святоотеческое христианство о богословии. Оно есть постижение Бога, которое осуществляется лишь через правильную христианскую жизнь. В богословской науке это называется методом духовно-опытного познания Бога, он дает христианину возможность истинного Его постижения и через это - понимания верного смысла Его Откровения, данного в Священном Писании. 
В богословской науке есть еще два других метода, и хотя они являются чисто рациональными, однако тоже имеют определенное значение для правильного понимания Бога. Это методы апофатический (отрицательный) и катафатический (положительный)... читать всю статью

В. Духанин, кандидат богословия:
Неверие и познание Бога взаимно исключают друг друга. Поэтому, когда неверующие утверждают, что они не видят Бога (или не замечают, что Бог проявляет Себя в этом мире), то они просто выражают своё внутреннее состояние - состояние духовной слепоты.
Ещё во II веке по Р.Х. к апологету христианской веры святому Феофилу Антиохийскому обратился знакомый ему язычник Автолик с таким надменным требованием: "Покажи мне твоего Бога". На это святой Феофил ответил: "Покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат", то есть познание Бога во многом зависит от нашего внутреннего состояния, ибо "Бог бывает видим для тех, кто способны видеть Его, у кого именно открыты очи душевные...". И дальше святой Феофил предлагает очень важное сравнение: "Человек должен иметь душу чистую, как блестящее зеркало. Когда на зеркале есть ржавчина, то не может быть видимо в зеркале лицо человеческое: так и человек, когда в нем есть грех, не может созерцать Бога". Упомянем, что в те времена зеркала приготовлялись из металла, так что действительно могли покрываться ржавчиной. Не это ли основная причина нашей духовной близорукости - ржавчина греха, затмевающая способность отражать в себе, как в зеркале образ Господа? А как прекрасно, просто и ясно сказал об этом Сам Господь Иисус Христос: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят(Мф. 5:8)...
Замкнутость на одних земных интересах убивает в душе стремление к Богу, вера для такого бывает чем-то чрезмерно далёким. Человеку стало некогда веровать в Бога. Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой трудится рабочий с отбойным молотком. Разберёте ли вы мелодию скрипки?.. Так и в жизни современного человека вся внешняя суета, спешка, впечатления, мирские удовольствия не дают услышать голос Небесного Отца. Такие люди видят проявление веры в жизни, но не слышат голоса веры в своём собственном сердце. Кто сумеет остановить отбойный молоток страстей, тот и услышит эту небесную мелодию, слово Божие, вступит в общение с Ним. Да, Бог являет себя человеку, но только такому, в котором откликается и пробуждается сердце.
Несомненно и то, что каждый верующий человек когда-либо в своей жизни пережил встречу с Богом. Это значит, что всем своим существом такой человек ощутил, что Бог действительно есть, что он рядом с нами, хотя и несравнимо выше всего земного, и что Он милостиво и мудро заботится о каждом из нас. Это глубокое ощущение души становится очевидным свидетельством Божия бытия.

См. Добрая жизнь располагает к познанию Бога Энциклопедия изречений


Назад к списку

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

  • Постный рецепт к праздничному столу
  • 14 Декабрь 2013
  • Предлагаем Вашему вниманию рецепт леща, запеченого в фольге. Несложное и вкусное блюдо для православной трапезы.

  • У Бугульминского Александро-Невского монастыря появился свой сайт
  • 04 Август 2013
  • Бугульминский Александро-Невский мужской монастырь основан в 1865 году на земле, пожертвованной крестьянами собственниками села Спасское.

    К величайшему сожалению до наших дней не дошло это великолепное культурное наследие предков. Октябрьская революция снесла без остатка сию жемчужину, некогда блиставшую в наших краях. В настоящее время на месте монастыря находится село Сосновка.
    Милостью Божией с образованием Альметьевской епархии летом 2012 года по благословению епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия и с его участием и попечением началось полноценное возрождение духовной жизни обители.